Тнктичоскио. босий. WTttl. tC. разведыва тельные. ко мн. /о ком
В 1962 году па вооружение Советской Армии принимается комплекс іакіичсской беспилотной разведки ТБР-1 с беспилотными анпаразами Л а-17Р45 “ (изделие “204”) с радиусом действия около 400 км. Беспилотный разведчик Ла-17Р, разработка которого началась в 1958 году, создан в ОКБ-301 па базе планера беспилотной мишени Ла-17М (изделие “203") с двигателем АИ-25. На первых серийных агшаратвх типа Ла-17Р устанавливались двш аз ели РД-9БКР — короткоресурсный без форсажной камеры вариаиз двіпаїсля РД-9Б.
Первые серийные БЛА имели только упрощенную систему управления и систему стабилизации параметров полета, выполняли полет по программному полетному заданию. После выполнения полетного задания при возвращении в район посадки двигатель БЛА выключался, аппарат переводился на большие углы атаки и совершал посадку на двигатель.
Беспилотные аппаразы Ла-17Р применялись как фоторазведчикн, несколько позже были разрабозапы
бортовая телевизионная аппаратура для ведения разведки и передачи информации на наземный командный пунк г в реа з мюм масштабе времени и специальная аппаратура ыя радиационной разведки. Разведчики оснащались аэрофотоаппаратамн АФБА-40 и АФБА-21 (прнменя шсь АФА-40, АФА-20. БПФ-21, ЩФА-5М); телекамерой "Чибис" или аппараіурой радиационной разведки “Сиіма".
Б 1465 году БЛА Ла-17Р был доработай. Двигаїель шра РД-Чбыл заменен на ТРД Р-ІІК-300. После введения дне і анциопной системы управления разведчиком ему было присвоено наименование.’ІИ-І7РМ (“204Л1")™.
Беспилотные разведчики Ла-17Р, как и мишени Ла 17М стартовали с наземной пусковой установки СУТР-1, выполненной на базе колесной повозки 100-мм зенитной пушки КС-19. Пусковая установка буксировалась іягачом типа КрАЗ-214 (позднее использовался тягач КрАЗ-255)
Управление БЛА использовалось не только при выполнении задания, но и для вывода аппарата на посадочную глиссаду и обеспечения поса тки на заданную площадку. Для облегчения визуального кот роля н темное время су гок га посадкой БЛА в процессе снижения работал пиротехнический трассер палевой консоли крыла. Поса іка разведчика Ла-17Р (Ла-17РМ). как и мишени “203", осущсствля іась па двшатель.
До 1967 юда в конструкторском бюро ведись проработки унифицированного варианта БЛА — Ла-17У — мишени и беспилотного разведчика на базе единого планера.
Позднее для тактических разведчиков Л а-17Р и Л а-17 РМ была создана самоходная ПУ САТР-1 на базе автомобп тя ЗиЛ — 134К Для обеспечения транспорт провкн беспилотного разведчика на самоходной ПУ проведена еще одна доработ ка — введено складное крыло.
Серийное производство беспилотных разведчиков типа Ла-17 в различных модификациях было разверну го в 1962-1966 годах на авиазаводе N475 в Смоленске’8.
Работы по машинам семейства Ла-17 в ОКБ-301 продолжались до середины 1960-х годов и были прекращены в связи с переориентацией ОКБ на создание космических систем (сначала ОКБ-301 работало в составе ОКБ-52 главного конструктора В. Н.Челомея, позднее как самостоятельная организация — ОКБ им.
С. А.Лавочкииа) и передачеґі. материа лов по всем вариантам Ла-17 казанскому КБ СА, позднее переименованному в ОКБ “Сокол".
Под обозначением УР-1 разведывательный комплекс с аппаратами Ла-17РМ был поставлен Сирии.
В 1960-х годах за рубежом, особенно активно в США, велись разработки ДПЛА различного назначения. Активное применение американских БЛА типа Ryan-147 было
ОТМеЧСНО В боСВЫХ ДСИС1ВІІЯХ во
Вьетнаме: в период с 1964 по 1975 годы было произведено 3435 боевых вылетов ЬЛА. из которых 2873 оказались успешными. При этом не погиб ни один военнослужащий США из обслуживающего персонала комплексов БЛА. Применение же пилотируемой авиации приносило значительные по і ери высоко квалифицированного летного состава. За зги же годы было сбито более 2500 боевых самолетов п потеряно около 5000 членов экипажей. Приведенные статист ическне данные нс еле іует счи га і ь “абсолютными", т. к. беспилотные летательные аппараты не могуі полностью заменить н вытеснить пилотируемые ют а гельные аппара і ы, а только дополняют их.
Учитывая опыт боевого применения и поступавшую информацию о проводимых на Западе разработках новых беспилотных аппаратов в Советском Союзе начались активные работы по созданию и совершепсі — вованию БЛА.
В 1976 году успешно прошел Государственные испытания и в 1982 году был принят на вооружение ВВС Советской Армии второй, выпускавшийся серийно, тактический беспилотный разведывательный комплекс ВР-3 “Рейс" с БЛА Ту-143 (ведущий коне і рук юр проекта БЛА Г. М.Гофбауэр), сменивший в войсках комплекс разведки с БЛА типа Ла-17РМ“|П4155.
Первый полет аппара г Гу-143, выполненный по аэродинамической схеме “утка”,соверши 11 декабря 1970 года. Д ія старта с наземной мобильной пусковой ус гановки С ГІУ-143 (БАЗ-135СПУ) БЛА оснащен стартовым твердотопливнымдвигатс ісм, ко юрьііі к концу работы на дальности 500-550 метров от ПУ обеспечивает разгон БЛА до скорости око ю 290 км/ч. Старт производится из многоразового пускового контейнера, расположенного под углом 15 градусов к горизонту. В качсст вс маршевої о двигателя на аппарате используется
Раїведьівате іьньге біспиютньи аппараты
ТРД ТРЗ-117. Ьортовоґі комплекс разведки комплектуется аппарату рои в двух вариантах: фою и телевизионная annapaivpa; фою н инфракрасная аппаратура. Применяются АФЛ ПА-1, телекамере “Чибнс-Б". аппаратура радиационной раїведкн "Сиі ма”. Стартовая масса БЛА -1400 кг, максима іьная скорое іь — 900-955 км/ч, дальность полета 170-190 км.
Для многократного использования Ту-143 оснащен посадочной парашютной системой с тормозной іверлоюгі ШВНОІ1 лвига ісльиой установкой. обеспечивающем приземление на трехопорнос шасси с вертикальної! скорое гью до 6 м/с.
В состав комплекса ВР-3 “Рейс”, девствующего в интересах армии, входит 12 БЛА Ту-143. Для транспортировки двух Б ПА и заряжания СПУ в состав комплекса "Рейс" входи і транспоріно-эаряжаюшая машина Т ЗМ-143 (Б А З-135T3М)с подьсмііьім краном. С помощью ДПЛА Гу-143 можно проводить разведку нал тер — рнт орисн, удаленной до 75 км о г ліпшії соприкосновения войск. Разведка производится на семи участках, расположенных по ірассс полсіа. Полет совершался со сменой высоты полета (15 вариантов программы с варьированием высоты полсіа от 100 до 2000 м). в том числе — с огибанием рельефа МЄСТИОС1II.
Серийное производство Гу-143 с двигателем ТРЗ-117 велось на Воронежском авиазаводе с 1973 до 1989 года, построено около 1000 экземпляров*. Хранение аппаратов Ту-143 осуществляется в специальных контейнерах в термоупаковках из про- резиненноп ткани.
Комплекс ВР-3 поставлялся в страны Варшавского Доювора. Мон — іоліію. вІІракнСирнюдлеонн успешно были использованы для ведення разведки при боевых денетвиях в Ливане. После Чернобыльской катастрофы специалистами ОКБ им. А. Н Л у понева было предложено использован, комплекс “Рене" для проведения радиационной разведки местности, но дія возду ш — нон разведки по ряду причин применялись тої іько пило шрусмые аппарат ы.
Мишснны!! комплекс, созданныи на базе БЛА Ту-143 для проведения у чсбно-босвых стрельб управляемыми зенитными ракетами, имеет обозначение ВР-ЗВМ. Б А-мишепь — М-143,
БЛА Г у-143 "Рейс” в ходе эксплуатации был усовершенствован. На выставках МАКС-95 н М ЧКС-97 в Жуковском был представлен модернизированный вариант БЛА — Гу-243
комплекса тактической беспилотной воэлушнойразвелкн “Рспс-Д”, котормн был принят на воору жение в 1982 годе и выпускаыся серийно. Всепоюднып комплекс пре пмзначен для ведения
днем и ночью воздушной разведки, доразведки целей н контроля за резуль — тагамн стрельбы и бомбометания на глубину до 150 км от липни боевою соприкосновения
Эксплуатация комплекса с разведывательными аппаратами возможна в условиях противодействия ПВО противника, радиоактивного, хими
ческого, бактериологического загрязнения воздуха и местности.
В ходе проведения международного авиасалона МАКС-95 сооб
щалось о возможном приобретении БЛА российской нефтяной компанией для контроля за состоянием нефтепроводов.
Для старта аппаратов используется самоходная пусковая установка СПУ-243 (СПУ-143-4) на базе автомобиля БАЗ-135МБ. Перезаряжание пусковых установок производится подъемным краном, смонтированным натранспортно-заряжающей машине T3M-243, осуществляющей перевозку двух аппаратов на открытой (зачехляемой) платформе. В состав комплекса входят контрольно-проверочный комплекс КПК-243 и пункт обработки и дешифровки информации ПОД-ЗД,43,и.
Дальность действия комплекса доведена до 360 км. Навигационно — пилотажное оборудование обеспечивает полет аппаратов по заданной программе с точным выходом в район разведки и на участок посадки при завершении полета. Посадка аппарата осуществляется вертикально на парашютной системе на трехопорное убирающееся шасси.
БЛА Ту-243 создан в нескольких вариантах: фото-телевизионый (фо — то+ИК) разведчик; радиационный разведчик; мишень (с апаратурой регистрации промаха) с размещением в сменном носовом контейнере соответствующей аппаратуры. Для проведения разведки на БЛА-фотораз — ведчике используются аэрофотоаппарат АП-402М и аппаратура инфракрасной разведки “Зима-М” либо АП-402М и телевизионная система “Аист-М”. Получение и регистрация разведывательной информации ведется в реальном масштабе времени на борту беспилотного самолета — разведчика (фото и ИК-информация записывается на бортовые накопители информации) и на наземном пункте приема, обработки и дешифрирования (информация, полученная по И К и ТВ каналам транслируется по радиолинии). Принятый наземным пунктом сигнал записывается на постоянно движущуюся фотопленку шириной 19 см. Реально разведанный участок местности с координатами, привязанными к маршруту полета, просматривается оператором ПОД-ЗД на экране через 30 секунд после пролета и в зависимости от важности полученной информации может передаваться для дальнейшего оперативного дешифрирования. Сроки получения развединформации о первом обнаруженном объекте при передаче по радиолинии — 10 минут, при доставке
аэрофотопленки в пункт обработки ПОД-ЗД — 20 минут. Точность определения коор чина объект 60-70 Mci ров, площадь мест носі и, разве — 1ыва мая та одни полет — до 2100 квадратных кнломсipon“"4141 ,JJ.
Р;і:ню {!,пт го. n. iihio
Осени, ютпмо но мп. шксы
/ЮНОГО /ЮНО. ЧОПш/
5 спешное применение разведива — ге іьньіх БЛА в арабо-израильских военных конфликтах, особою БЛА ‘Seoul’’ и "Mastifr, было отмечено в Ливане в 1982 году, котла изменились хсловня ведения боевых действий От БЛА трсбовллось производить доразведку отдельных целен по предварительной информации, нолхченнон от других
разве пава ісльньїх сил и средст в (разве [ывате и но — шверсионнмх Групп, самолетов, кораблей, сну тиков и |.д.) Развсдннформация от ЬПА должна была поступать на наземные пу пк 11.1 в реальном масштабе времени н сболмнон точностью в определении коорднітаї. Эти іанінас были необходимы для выработки целеуказания артиллерийским баїареям. РС’Ю. фронтовой авиации. По опыту применения БЛА на Б ты м Восюкс было отмечено, что посте появлення аппаратов нач полем боя или над боевой позицией через несколько минут производились аргна іст, обстрел реактивными сиаря тами или upon іполилосі. боевое воздет; і вне само істами или вертолетами фронтовой авиации, (акое использование БЛА потребова юс з шипясовершенных средни борьбы с ними, пересмотра методов маскировки н норм по переводу боевых на ІСМІІЬІХ среде і в из доходною положения в боевое и обраі но.
Все это побудило военное рчко — водст во Советской Армии задаї ь требования на разработ к у БЛА нової о поколения но проірамме “Сірой’’115-150. Го ювной орі аннзапней в рабо і ах по проїраммебыл определен ПИП “Ку — юн" (г. Москва. Мнннстер і ва радно — шек іроннонгіроммнілснпостн). Болі, шая работа но обоснованию боевого применения, построению комплексов была выполнена Ц1ІПН РЭС — головным нре шрняшем МРП.
В кінне П. Бутовскою [150] прн — во іягся [анные о юм, что в СССР в рамках программы "Сірой” разраба і ывалось и создава юсь несколько комплексов различной дальност применения: потовой —
‘‘Строн-П"сБ 1А ‘■Пчсла’’(‘ 111ме и."); армейский — ’Сірон-А" с БЛА ’Дяіел"; фронтовой — "Строй-Ф" с БЛА “Коршун" Одновременно по 0 1 дельной гірої рамме создавался опера і HBI10-C і ра іегнчсскнн БЛА ’’Орел”15" |М. Также была обоснована н проработана впервые в нашей стране идея создания беспилотной разведы — ва тельно-ударной системы.
В 01 крытой печати нсоднокраню упоминались комплексы тактической разведки “Перо” и "Крьйиі"4’-1*1.
Бесіді ютный аппарат комплекса ’’Крыло" создан в казанском ОКБ ’Сокол” под руководсівом А. И.Осокина и У. А.Царева.
Вариант комплекса — ‘Крыло-1” создан с размещением среде і в управления н запуска летательных аппаратов на шасси бронсірапспоріов пита МТ-ЛБ. БЛ А успешно решат задачи обшей разведки на поле боя и в ближнем тылу противника н использовался в Афіаннстане. В 1987 году комп ichc ’Крыло" бы і принят на во
оружение, одна ко. существенными еі о недостатками явились громозкость наземною оборудования нтру. шостії в оріані за mi и необходнхюго іс. хші — ческої о обеспечения и экентуатацин. В святи с э і нм применение комплекса "Крыло” было ограничено1".
Дня комплекса “Строн-П" (офн — I на іьпо объяв ICHHOC на выставках МАКС название комплекса — “Малахит”. генеральный консіруктор — А. Новоселов, НІ1Н "Кулои") в ОКБ завода “Скороси.” (ОКБ им. А. С Яковлева) быто создано несколько вариантов дпсіанционно пилотируемых аппаратов типа “Пчела" (“Шмель")1511 с различными варили іами комплект ліпні разведывательной аппаратуры н различных аэродинамических компоновок.
Г іервміі а 11 пар г многокра і поі о примет! я в серин ДПЛ 60 (“Пчела”. изделие “60”, Як-060) начали проектирован, в 1982 ю»чу пол ру — kobqicibomC А Яковлева и Ю И. Ян-
Г IV’
кевіїча
Для полета с крейсерской скоростью 100-180 км/ч аппарат “Пчела” оснащен винтокольцевым движителем с размещенными в нем рулями высоты и направления. Складывающееся вдоль фюзеляжа крыло уменьшает размеры аппарата при транспортировке и хранении. В конструкции широко применены полимерные композиционные материалы. Аппарат со взлетной массой 138 кг стартует с направляющих с помощью двух стартово-разгонных РДТТ. Для спасения ДПЛА используется парашютная система и пневматическое амортизационное устройство, после выпуска парашюта заполняемое газом.
Первый полетопытного образца ДПЛА-60 состоялся 17 июня 1983 года. По результатам испытаний, проводившихся до 1987 года, была отработана конструкция серийного варианта беспилотного аппарата “60С”
(“Пчела-1М”). Опытный экземпляр внешне отличался от последовавших за ним серийных образцов крестообразным оперением, отсутствием разведывательной аппаратуры и контейнера для надувной посадочной системы.
Серийное производство ДПЛА “Пчела-1М” (изделие “60С”), входящего в состав комплекса “Строй-П" *, развернуто на Смоленском авиазаводе с 1987 года. Всего построено 50 предсерийных и серийных аппаратов, предназначенных для опытной эксплуатации с целью разведки, радиоэлектронной борьбы, ретрансляции ‘ . На базе ДПЛА 60С создан постановщик активных радиопомех —
«гг. гг»*..50-150
Пчела-1ПМ
Аппарат “Пчела-1ТМ” комплекса “Строй-ПМ” стал первым отечественным малоразмерным бес-
* в "Российской Газете"было приведено наименование — “Комплекс 478" .
пилотным летательным аппаратом многоразового использования, предназначенным для наблюдения за наземными объектами с помощью бортовой обзорной телевизионной камеры с передачей информации в реальном масштабе времени на наземный пункт управления.
В состав комплекса “Строй-ПМ” входит 6 ДПЛА, машина с командным пунктом управления на гусеничном шасси, транспортно-пусковая машина, контейнеры с аппаратами транспортируются на автомашине ГАЗ-66. Для запуска ДПЛА “Пчела-1” в качестве пусковой установки, совмещенной с наземным пунктом управления ДПЛА, используется самоходное гусеничное шасси, аналогичное используемому на бронетранспортере БТР-Д.
В книге П. Бутовского [150] приводится снимок ДПЛА бипланной схемы, который разрабатывался в ОКБ им. А. С.Яковлеа на базе аппарата "Пчела-1".
Дальнейшим развитием ДПЛА "60С" стал ДПЛА "61" (“Шмель-1”,
„ _ „,,.27.5(05(1
изделие “61 , Як-061) входящи и
в комплекс “Стерх" и рассчитанный на 10 применений. В состав комплекса воздушного наблюдения местности входит интегрированная станция пуска и управления, размещенная на гусеничном шасси боевой машины десанта БМД-1, 10 — 12 ДПЛА и передвижная станция технического обслуживания. Рельсовая пусковая установка с фиксированным углом старта разработана московским КБ “Горизонт”. Оборудование комплекса позволяет одновременно обеспечивать управление двумя ДПЛА, ведущими разведку местности. Все машины комплекса могут десантироваться с самолетов на парашютных системах. После приземления запуск первого ДПЛА может быть
27,50. 150
произведен через 20 минут
В состав специального оборудования ДП ЛА"61", разработка которого началась в 1984 году, входят телевизионная камера дневного видения с переменным фокусным расстоянием или инфракрасная камера круглосуточного наблюдения, а также блок спутниковой навигации. ДПЛА имеет крыло переменой стреловидности, механическое энергопоглощаюшее устройство, обеспечивающее мягкую посадку. ДПЛА “Шмель” транспортируется в сложенном состоянии в контейнере размерами 2 х 1 х 1 м.
Первые ДПЛА-61 имели некоторые отличия от серийных машин в
коне ірч кипи крыла, кон кліпера парашютной системы и размещении бортовой аппаратуры комплекса раЗ-
ВСЛКН
Первый полетДПЛА-61 сразве — дывазельным ИК-оборудованисм совершил в 1989 голу. G настоящее время аппарат находится в серийном производстве: серийный ДПЛА с телевизионной камерой имеет обозначение — “61Т”. Комплекс кроме применения по прямом) назначению в военных целях гіредлаї ается исполь — зоваи. в интересах МЧС, для экологического контроля, выявления лесных пожаров, наводнений; проведения ледовой разведки, обследования лавин н завалов: контроля состояния теплотрасс и маїистратьимх трубопроводов: контроля необслуживаемых промыт 1СННЫХ усіаповок в безлюдных районах. Для контроля полеїа беспилотного аппарата на наземном вндеоконтро імюм у тройстве отображаются сюжеты местности. маршруї аппарата и его
ґ ‘ll. «и»
текущее местоположение
Полет ДПЛА производится в автоматическом режиме по марні-
ванный вариант комплекса "ОгроіІ-П" с ДПЛ Л "61" принят на вооружение российской армии 16 шопя 1997 ю іа, производится поставка комплекса в экспортном исполнении в ряд зархбежных стран.
В рабоїах по комплексу “Стерх” принимали участие следующие организации: НИМ “Кулон" — юловная [3] [4]
Аппарат "061"
(ранний
вариант)
Проработка
ДПЛ. 1 на базе
аппарата
"060"
организация (г іавньні конструктор комплекса — Г. Соколов); OKL им. Л. С.Яковлева — проектировщикбеспилотных аппараюв; С моденский авиазавод — випуск БЛА и элементов комплекса; завод "Горизонт”; НИИ іслсвидення. Испытания летательною аппарата комплекса проводились в ГЛИЦ нм. В. П.Чкалова
К 2005 году предполагается доработать комплекс "Сгрон-П”, повысим, ею эффск ПІНІ І ОСТІ., точ
ность получения развеліаннмх и Полностью заверніть весь цикл испытаний.
В разрабо і кс находи гея комплекс “СіроП-ПД" обладающий улучшен ними тксп іуаіацнонньїмн н лсшо — іехппческнми (для БЛА) характеристиками II большими ВОЗМОЖНА 112
ноегямн
С 1002 года ведутся работы но созданию на базе ДПЛ А "61“ воздушной мишени (к настоящему времени мишень прошла Государственные пены іапия). раднационо- хнмнчсскої о разведчика н ‘аппаратов другого назначения’
Дальнейшим развитием беспилотных аппаратов типа “Пчела" и "Шмель" сіат ДПЛ А "70” ‘
оригинальной схемы. Старі Д11ЛА производится из ірянспорпіо-пуско — вого контейнера с помощью тянущего твердотопливною реактивного двигателя, находящеюся в чн шрующем блоке, который связан через трое с аппаратом. При старте под действием инерционных си і происходи) раскрытие несущего крыта, имеющего обрат — пуюсірс юпидность(23 ). Разрабоїка ДПЛА всласьв 1988-1990 гадах под руководством ведущего инженера Ю. В.Вер — кина. Изготовлено два опытных зкзсхі — пляра (в варианте разведчика и в ударном варианте), проверены испытания по оірабоїке старта
www. vokb-Ia. spb. ru — Самолёт своими руками?!
Разведывательные беспилотные аппараты
В стадии разработки находится ДПЛА “Шмель-2”, в конструкции которого использован фюзс іяж серийного ДПЛА “Шмель-1”. При проектировании особое внимание уделялось увеличению возможного числа применений аппарата. ДПЛА, рассчитанный на 150 применений, предназначен для использования в интересах тактической разведки, а также может быть использован в народном хозяйстве для решения задач широкого профиля Разведывательная аппаратура выполнена в модульных сменных комплектах и имеет варианты: телевизионную камеру, тспловизионную камеру, лазерный дальномер-целсуказатель, установленные на гиростабилизнрованпой платформе в носовой части фюзеляжа Старт ДПЛА осуществляется “по — самолетному” или при помощи пневматической катапульты, установленной па шасси грузового автомобиля. Предполагается установка на ДПЛА лыжного убирающегося шасси и парашюта-крыла посадочной системы В составе перспективного комплекса предполагается иметь до 6 ДПЛА, машину с командным пунктом управления и транспортно-пусковую машину ‘ .
В рехтомпом издании П Бутовского, посвященном военной авиации России, приводятся сведения о создании для комплекса воздушной разведки армейского звена “Строй-А” ДПЛА “Дятел1. В процессе выполнения ОКР разработчики летательного аппарата неоднократно менялись В КБ “Сокол” (г. Казань) создан ДПЛА “Дятел” с реактивным маршевым двигателем на базе воздушной мишени “Дань” (о мишенном комплексе будет сказано ниже). В ОКБ им А. С Яковлева велись работы по созданию однотипного ^ПЛА под обозначением “Дятел-2”
Согласно техническому заданию в составе комплекса “Строй-А” предполаї алось иметь до 16 летательных аппаратов Комплекс должен был вести разведку местности на дальности: до 70 км при полете ДПЛА на малых высотах, до 180 км — при полетах на больших высотах и на дальности до 700 км при использовании специальных воздушных летательных аппаратов-ретрансляторов. В качестве бортовой разведывательной аппаратуры на этих ап — пара гах предполагалось использовать станцию лазерной и телевизионной разведки “Ель-М 1 и другую аппара-
150
туру. В 1992 году из-за финансовых трудностей работы по комплексу “Строй-А" приостановлены. В
невский ЕЛСТИОН
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные характеристики ДПЛА-разведчиков, разработанных в ОКБ им.
А. С.Яковлева
Характеристики |
ДПЛА-60 “Пчела” "Шмель” |
ДПЛА-61 "Пчела-ПМ” |
ДПЛА-70 |
"Жаворонок-1" "Жаворонок-2" |
"Клест" |
"Колибри" (АСКИ) |
Разработчик |
ММ3 |
ОКБ им. |
ОКБ им. |
ОКБ им. |
ОКБ им. |
ОКБ им. |
“Скорость” |
А. С.Яковлева |
А. С.Яковлева |
А. С.Яковлева |
А. С.Яковлева |
А. С.Яковлева |
|
Изготовитель |
ММ3 |
ОКБ им. |
ОКБ им. |
ОКБ им. |
ОКБ им. |
ОКБ им. |
"Скорость" |
А. С.Яковлева |
А. С.Яковлева |
А. С.Яковлева |
А. С.Яковлева |
А. С.Яковлева |
|
Производство |
серия с 1987 |
серия с 1994 |
опытный |
|||
по 1994 годы |
года |
|||||
Состояние |
на вооруж. |
в разработке или испытывается |
||||
с 1994 года |
||||||
Размеры, мм: |
||||||
-длина |
2670-2756 |
2782 |
4250 |
|||
— размах крыла (ротора) |
2400 |
3250 |
(4200/4700) |
5900 |
||
— высота |
847 |
1100 |
||||
Площадь крыла, кв. м |
1.4 |
(нет) |
(нет) |
|||
Массы, кг: |
||||||
— взлетная |
98-102 |
130 |
200 |
130/ок. 130 |
||
— пустого аппарата |
10-60 |
10-60 |
15/45 |
|||
Двигатель, тип: |
пд |
пд |
пд |
пд |
пд |
пд |
• марка |
П-020 |
П-032 |
П-032 |
П-032/ПМ-18 |
П-032 |
|
— тяга (мощнось), кг (л. с.) |
(20) |
(30) |
(30) |
(30) |
(75) |
|
Запас топлива |
до 70 |
70 |
18/- |
72 |
||
Дальность полета, км |
70-180 (700) |
|||||
Радиус действия, км |
30 |
60 |
до 80 |
70 |
||
Скорость, км/ч: |
||||||
• маршевая |
100-180 |
110(100)-180 |
100-180 |
30-60-100 |
120-150 |
|
Время полета, мин |
120 |
120 |
90-660 |
60-120 |
4-5 |
480 |
Высоты полета, м |
100-1000 |
100-3000 |
||||
Способ старта |
катапультный |
катапультный |
катапультный |
вертикальный |
с ПУ, с ВПП |
|
Тип ПУ (носитель) |
наземная |
наземная |
самоходная |
самоходная |
самоходная |
|
(БТР-Д) |
(БТР-Д) |
(КамАЗ) |
или ВПП |
|||
Система посадки |
парашютная |
парашютная |
парашютная |
парашютная |
||
(амортизат.) |
(амортизат.) |
|||||
Ресурс (число применений) |
10 |
150 |
150 |
300 |
до 500 |
Примечание: таблица составлена на основании тактико-технических данных по беспилотным аппаратам, приведенных в работах:
1. “ОКБ им. А. С.Яковлева". Сборник. Под рук. А. А.Левинских. Изд. “Московская городская типография им. А. С.Пушкина". 1995.
2. “Авиация и космонавтика" + “Техническая информация ІДАГИ" (Малая энциклопедия отечественных летательных аппаратов). Совместные выпуски №1 и №2. 1995.
3. Ильин В., “Летающие роботы". "Крылья Родины”, №2. 1994.
4. Ильин В., “Военная авиация и вооружение иа выставке МАКС-97”. “Авиация и космонавтика", №10. 1997 (Выпуск 31).
5. Бабичев С., “Беспилотные — не значит “безголовые". "Красная Звезда". 27.09.1997.
6. Рогачевский И., “Летающие роботы’’. “Красная Звезда". 05.09.1989.
7. “Мал “Строй” да дорог”, “Красная Звезда”, 21.10. 1997.
8. Пономарев Ю., “Воздушные дозорные”. “Московские Новости”,
№35. 1995. ,
9. “Комплекс воздушного наблюдения местности “Стерх". Рекламный проспект. 1995.
10. Piotr Butowski., “Lotnictwo Wojskowe Rosji”. Lampart. Тош II. 1995-1997.
11. Piotr Butowski., “Lotnictwo Wojskowe Rosji". Lampart. Tom III. 1995-1997.
12. Bill Ganston, Yefim Gordon., “Yakovlev Aircraft Since 1924". Putnam 1997.
ком глубине и рассма ірпваетея как дополняющее звено существующих разведывательных систем. Разраба іьі — васгся два варианта аппаратов "Ко — іпбри": ДПЛА-О (обзорным) и ДПЛА-Р (ретранслятор). ДПЛА-Р мре шо ті асіся оснастить выдвигаемой за обводы фюзеляжа телекамерой п ні размещенным на стаби — ипмровлмиом платформе ісплови — зпонным оборудованием. ДПЛ А типа “КоїнбріГ выполнен с использованием ІСХНО югни “Стеле” по нор
мальной аэродинамической схеме с толкающим двухлопастным воздушным винтом и Т-образным оперением. Аппарат пмсеї убирающееся велосипедное шасси. На основном ва- рнашеаппара та предусмотрены взлет и посадка по-самолстному с ВПП.
Рассматривается возможность созданияварнаша Д1ІЛА “Ко нібрн", сіаріуюіцего с пусковом установки при помощи РДТ Г, посадку предполагается выполнять с нспо п. зованпем пара шю і но-амор і и тапнопной систе
мы. Расчетное число вылетов-посадок аппарата — до 500.
В рабо rax, посвященных деятельности ОКБ нм. А. С.Яковлева ([271, [50], [150], [156]), наряду с описанием летательного аппарата, приводится сосіав комплексав который кроме аппаратов шла ДПЛА-О, ДПЛА-Р входят наземный пункт дистанционного управления, приема и обрабоікн целевой информации, станция привода п посадки ДПЛА, технико — эксплуатационная часть.
Для опера півно-тактпческої о комплекса разведки фронтового звена “Ст рой-Ф” (экспор і мое наименование -“Ма іахнт-Ф")вОКБзавода “Опыт” (ОКБ нм. А. Н.Туполева) создан ДПЛА Ту-300 "Коршун’™ (экспортное наименование — “Филин”). На конкурсной основе проект аналої ич- iioro ДПЛА был разработан в ОКБ
150
нм. П. О.Сухого
Головной разработчик комп — іскса — ПИП “Кулон” впервые представил информацию о комплексе “Мала. хнт-Ф”, предлагаемом для использования в Российских вооруженных силах, па международной выставке "Мосаэрошоу-ЧЗ” ’’ .Один из аппаратов комплекса — “Фи. ііін-1" с аппаратурой радноісхннчсской разве ікн и РЛС (в зависимости oi поставленной задачи могут бьиь установлены фотоаппараты, ИК — аппаратура, РЛС бокового обзора)
www. vokb-Ia. spb. ru — Самолёт своими руками?!